Энергетика растений

613Энергетику растений изучают в аюрведической медицине с незапамятных времен, существует целое направление – дравьягуна. Оно рассматривает такие аспекты как сбор, идентификацию, классификацию лекарственных растений, их физические и химические свойства, биологическую трансформацию, метаболическое действие, показания, дозировку, совместимость, синергизм, вещества переносчики (анупана), токсичность и вопросы хранения. При подготовке аюрведического врача в институтах Аюрведы на изучение этой дисциплины уходит несколько лет. Мы с вами попытаемся рассмотреть несколько биофизических свойств из них(понятие пранической энергии, гуны растений, кармы). В статье про Агни мы упоминали про вирью и випак.

Итак, прана – это жизненная сила. Наверняка каждый из нас слышал выражение «живая вода, живая пища». Вопрос: где больше жизненной энергии в зелени из супермаркета, выросшей под специальным освещением в подвальной теплице или же в зелени только что сорванной с грядки в деревне? Я думаю ответ все знают, но одного знания мало, нужно также действие.

По количеству пранической энергии на первом месте стоят мед, масло гхи, парное молоко, свежие фрукты и ягоды; на втором месте стоят цельные злаки и семена, которые используют в виде специй, на третьем месте свежая зелень, на четвертом месте бобовые, особенно пророщенные; на пятом месте нерафинированные масла, на шестом семечки и орехи, на седьмом очищенные, но не перемолотые зерновые; на восьмом месте находятся овощи, растущие на поверхности земли и на девятом, овощи которые растут под землей; на десятом месте – пресные не ферментированные сыры, сливки, сметана, кисломолочные, сливочное масло, молоко; восстановленные молочные продукты с точки зрения энергии мертвы.

Следующее понятие гуна – дословно означает свойство. В классической аюрведической терапии любое вещество-субстанция (дравья) характеризуется с точки зрения гурвади-гун или «грубых», «тяжелых», «материальных» свойств. Именно гурвади-гуны характеризуют важнейшие качества растений или продуктов питания, благодаря которым отражается их взаимосвязь с Маха гунами (саттвой, раджасом, тамасом), как в прочем и с пятью Маха бхутами (эфиром, воздухом, огнем,водой и землей).

ДЕСЯТЬ ПАРНЫХ СВОЙСТВ (ГУНА)

Стимулирующие   (сантарпана) Редуцирующие   (апатарпана)
Тяжелое  (гуру) Легкое (лагху)
Охлаждающее  (шита) Согревающее  (ушна)
Маслянистое   (снигдха) Сухое   (рукша)
Сглаженное = медленно действующее      (манда) Острое = быстродействующее (тикшна)
Гладкое  (шлакшна) Шершавое   (кара)
Твердое (сандра) Жидкое (драва)
Жесткое (катхина) Мягкое (мриду)
Плотное (стхира) Подвижное (сара)
Грубое (стхула) Мелкое (сукшма)
Слизистое (пичхила) Прозрачное (вишида)

Функции элементов обусловлены качествами составляющих их гурвади-гун. Любая известная нам субстанция не существует без гун, которые ее формируют.

Десять пар качеств отражают принцип противоположности (по аналогии теория Инь-Ян в китайской классической медицины), принцип дуальности. В силу разных жизненных ситуаций человек способен увеличивать или снижать те или иные качества своего организма: как физические, так и психологические (представьте бухгалтера, которая целый рабочий день сидит и тяжелеет; или директора, который целый день решает внутренние конфликты своих подчиненных и становиться горячим и жестким). Любому человеку приходиться делать выбор между противоположными качествами, пренебрегая этим, человек теряет целостность и индивидуальность. Идеальный выход – умение видеть и оценивать и то и другое, и выбирать правильное. Гурвади-гуны усиливают или уменьшают на физическом, ментальном, эмоциональном уровне те или иные функциональные системы (доши) и именно на уровне физического тела оказывают энергетический эффект; кроме того они же формируют внутри нас соотношение маха гунн(саттва.раджас,тамас),тем самым меняя наш психологический портрет.

Если свойства(гуны) представляют собой статическую энергию, то действие(карма) – это сила кинетическая. Действие (карму) можно классифицировать в зависимости от того, на какую систему, орган, болезнь, биоэнергию (доша), ткань(дхату) или на какой продукт метаболического обмена(малы) оно влияет. Вне зависимости от прочих факторов действие (карма) вызывает соединение (самйога) или разделение (вибхага) и этим качеством обладает любое растение. Другими словами можно сказать, что действие(карма) – это реакция организма на субстанцию(дравья). Также важно отметить, что карма растений имеет две основные группы направленности: очищающую(самшодхана) и успокаивающую(самшамана), но также важно отметить основные кармические группы растений: антипаразитарные и противоглистные травы(кримигна карма), ветрогонные травы(вата-ануломан), вяжущие травы(стамбхана карма), месячногонные травы(рактабхисарана карма), мочегонные травы (мутрала карма), отхаркивающие и смягчающие травы(касса-свасахара), послабляющие и слабительные травы(виречана карма), потогонные травы(сведана карма), стимулирующие и способствующие пищеварению травы(дипана-пачана карма), питательные травы (брухана карма), омолаживающие травы(расаяна карма), афродитики (ваджикарана), травы улучшающие обмен веществ(ракташодхана карма) и др.

Как видно из вышесказанного , что травы оказывают на наш организм влияние как физическое, так и психологическое, так и энергетическое. Очень важно знать какими свойствами обладает растение или продукт, какое действие он оказывает на организм, и сколько живой энергии этот продукт в себе несет. В Аюрведе к продуктам и растениям относятся как к лекарству , которое способно менять состояние организма.

Добавить комментарий